Новые выпуски обыкновенных акций


Далее текст воспроизведен по изданию 1959 года без изменений. Добавлены лишь соответствующие комментарии.

Текст издания 1959 года. "Финансирование бизне­са компании с помощью обыкновенных акций воз­можно в двух различных формах. В компаниях, акции которых уже котируются на рынке, дополнительные акции предлагаются существующим акционерам про­порционально их долям в уставном капитале. Цена подписки на новые акции устанавливается ниже те­кущей рыночной цены, и "право" на подписку также имеет свою цену.

Здесь Грэхем описывает предложение прав, в соответствии с которыми инвесторам, уже владеющим акциями, предлагают дополнительно вложить деньги для обеспечения такого же пропорционального участия в уставном капитале компании. Эта форма финансирования бизнеса, все еще широко распро­страненная в Европе, в Соединенных Штатах Америки исполь­зуется уже меньше, за исключением инвестиционных фондов закрытого типа.

Продажа новых акций почти всегда проводится одним или более инвестиционными бан­ками, но при этом предполагается, что все новые ак­ции будут размещены в соответствии с ранее выпи­санными правами на их покупку. Следовательно, про­дажа дополнительного количества обыкновенных акций уже котирующихся компаний не обязательно приводит к активным усилиям по их продаже со сто­роны торговцев ценными бумагами.

Следующей формой является размещение среди инвесторов обыкновенных акций компаниями, кото­рые раньше были закрытыми, частными фирмами. Большинство из этих акций продаются так, чтобы сохранить контроль прежних владельцев над компанией, привлечь денежные средства при благоприят­ном состоянии фондового рынка и диверсифициро­вать источники финансирования бизнеса. (Финансо­вые ресурсы, как уже отмечалось, можно привлекать также с помощью выпуска привилегированных ак­ций.) Эти операции, принимая во внимание природу рынков ценных бумаг, приводят к значительным по­терям и разочарованиям инвесторов. Опасность воз­никает как из-за характера бизнеса компании, кото­рая таким образом финансирует свою деятельность, так и под влиянием свойств фондового рынка, кото­рый делает возможным подобное финансирование.

В начале XX века большинство компаний, зани­мавших ведущие позиции в бизнесе, стали активно выходить на рынок с новыми выпусками своих ак­ций. С течением времени количество предприятий-лидеров, остававшихся закрытыми, постоянно умень­шалось. К сожалению, на протяжении этого же пе­риода среди индивидуальных инвесторов, приобре­тавших акции, прочно укоренились предпочтения в пользу первых компаний и предубеждения по от­ношению ко вторым. Эти предубеждения, как и мно­гие другие, с укреплением "бычьего" рынка ослабе­вали. Большие и быстрые прибыли, приносимые обыкновенными акциями в целом, были достаточ­ным аргументом для занижения критических оценок инвесторов и обострения их покупательских ин­стинктов. В этот же период довольно много частных компаний продемонстрировали прекрасные резуль­таты, хотя большинство из них не имели очень уж впечатляющих показателей, если просмотреть дан­ные, скажем, за десять лет или больше.