Можно достаточно долго дискутировать об


Можно достаточно долго дискутировать об аргу­ментах "за" и "против" составления прогнозов фон­дового рынка. В этой области многие инвесторы пы­таются добиться успеха, и, конечно же, некоторые из них могут зарабатывать хорошие деньги благодаря своей способности анализировать ситуацию на фон­довом рынке. Но было бы абсурдно думать, что обычные инвесторы могут добиваться прибыльности своих инвестиций на основе прогнозов.

Действительно, кто же из числа обычных инвес­торов будет покупать акции, если все они, получив от рынка определенный сигнал, указывающий на его будущее состояние, начнут сразу же продавать свои бумаги, надеясь получить прибыль от этой опера­ции? Если вы, читатель, надеетесь со временем раз­богатеть, используя свои умения в области прогно­зирования рынка, то должны попытаться превзойти в этом множество конкурентов, которые занимаются тем же. Нет никаких предпосылок — ни логических, ни практических — для того, чтобы считать обосно­ванными предположения о том, что какой-либо ти­пичный или средний инвестор может предугадывать состояние фондового рынка удачнее, чем это делают другие его коллеги по фондовому рынку.

Есть еще один аспект в философии "тайминга", ко­торый, кажется, никто не учитывает. Тайминг имеет очень важное психологическое значение для спеку­лянта, поскольку последний хочет получить свою прибыль очень быстро. Идея подождать год, пока ак­ции вырастут в цене, для него просто невыносима.

Для инвестора же необходимость подождать ка­кое-то время вовсе не является удручающей. У него другие мотивы для инвестирования. Инвестор полу­чит выгоду только в том случае, если, подождав ка­кое-то время, сможет позже купить интересующие его акции по значительно более низкой цене, что ком­пенсирует недополученные дивиденды. Таким обра­зом, тайминг, если он не связан с ценовым способом, не представляет настоящей ценности для инвестора.

Интересно рассмотреть практические аспекты при­менения широкоизвестной теории Доу (Dow theory), используемой для тайминга, т.е. для определения времени покупки и продажи акций. Напомним вкратце, что в основе метода торговли акциями, опи­рающегося на теорию Доу, лежит определение време­ни покупки акций на основании момента "прорыва" их курсом повышающегося среднего тренда, и анало­гично — времени продажи акций, если происходит "прорыв" курсом снижающегося тренда. Теоретиче­ские расчеты свидетельствуют о том, что на протяже­нии почти всего очень длительного периода (с 1897 по 1960 год) использование этого метода приносило при­быль инвесторам. Исходя из этого ценность теории Доу представляется весьма высокой. И все же теория теорией, а как быть с практикой?

Более тщательное изучение имеющихся данных показывает, что с 1938 года, т.е. спустя несколько лет после начала серьезного использования теории Доу для работы на фондовом рынке, она стала приносить разочарование инвесторам. В актив рассматриваемо­го подхода следует отнести сигнал к продаже акций при значении фондового индекса 306 за месяц до на­чала краха 1929 года. Но с 1938 года ситуация изме­нилась: приверженцы теории Доу, в основном, про­давали акции по вполне приемлемым ценам, но по­том вынуждены были вновь приобретать их по более высокому курсу. Анализ показывает, что на протя­жении следующих 30 лет гораздо большую доход­ность принесли бы простые операции по покупке и владению акциями, которые входят в список фон­дового индекса Доу-Джонса.

С нашей точки зрения, основанной на тщатель­ном изучении результатов практического использо­вания этой теории, их ухудшение отнюдь не случай­но. Оно связано с сущностью методик (формул), используемых в сфере бизнеса и финансов для прог­нозирования и проведения торговых операций с цен­ными бумагами. Сначала, по мере того как практика подтверждает эффективность использования этих методик на протяжении определенного периода вре­мени или в отдельных случаях, количество их сто­ронников растет. Но по мере того как растет широта использования данных методов, их надежность сни­жается. Это происходит, во-первых, потому, что с те­чением времени появляются новые факторы, дейст­вие которых не учитывается в старых формулах. Во-вторых, если на фондовом рынке какая-либо тор­говая методика становится популярной, то посредст­вом влияния на поведение участников рынка это, в конце концов, приводит к падению ее эффективно­сти. (Нам также представляется, что популярность торговых методик типа теории Доу объясняется и тем, что участники рынка, массово покупая или продавая акции согласно ее рекомендациям, могут повлиять на рост или снижение курсов этих ценных бумаг. Мы считаем, что такие "стихийные" массовые действия инвесторов намного опаснее для них, чем преимущества торговых методик.)