Относительно непопулярная большая компания


Если мы исходим из того, что на фондовом рынке в порядке вещей переоценивать обыкновенные акции, которые демонстрируют значительные показатели роста или привлекательны по какой-либо другой при­чине, вполне логично ожидать, что рынок будет недо­оценивать (хотя бы относительно) те компании, кото­рые оказались "в немилости" из-за неблагоприятных факторов временного характера. Это утверждение может претендовать на статус фундаментального за­кона фондового рынка, опирающегося на консерва­тивный и многообещающий инвестиционный подход.

Основным требованием в этом случае служит то, что активный инвестор концентрирует свое внима­ние на больших компаниях, которые не избалованы вниманием публики. И хотя мелкие компании тоже могут недооцениваться по аналогичным причинам и во многих случаях способны со временем увели­чить свои прибыли и стоимость акций, инвестиции в них сопряжены с риском значительной потери до­ходности, а также продолжительного игнорирования со стороны рынка.

С этой точки зрения, большие компании, в отли­чие от остальных, имеют двойное преимущество. Во-первых, у них есть ресурсы в виде капитала и знаний, чтобы преодолеть неприятности и вновь стать при­быльными. Во-вторых, рынок готов быстро реагиро­вать на любое улучшение их положения дел.

Подтверждение данных положений можно найти при изучении поведения цен на непопулярные ак­ции, которые входят в состав фондового индекса Доу-Джонса, когда использовалась методика, осно­ванная на соблюдении следующих допущений.

Исследователи предположили, что ежегодно при­обретались акции шести или десяти компаний, вхо­дящих в состав фондового индекса Доу-Джонса, ко­торые обладали самым низким коэффициентом Р/Е (исходя из прибыли текущего или предыдущего го­да). Их можно назвать "наиболее дешевыми" акция­ми в списке Доу-Джонса, и их дешевизна была оче­видным свидетельством их относительной непопу­лярности среди инвесторов или трейдеров. Позже предполагалось, что эти акции будут продаваться в конце периода (длительностью один год или пять лет). Затем результаты этих инвестиций сравнива­лись с результатами либо фондового индекса Доу-Джонса в целом, либо же с группой акций, в которой соотношение "цена/прибыль" было самым высоким (например, с группой наиболее популярных акций).

Детальные данные позволяют проиллюстрировать результаты ежегодных операций в течение каждого из 53 лет рассматриваемого периода. В более раннем периоде (1917-1933 годы) этот подход оказался непри­быльным. Но начиная с 1933 года метод стал демонст­рировать очень хорошие показатели. Результаты 34 тестов для одногодичных инвестиционных периодов (с 1937 по 1969 год), проведенных Drexel & Company  (сейчас Drexel Firestone) позволили сделать следующие выводы. "Дешевые" акции лишь в трех случаях из 34 показали худший результат, чем фондовый индекс Доу-Джонса. В шести случаях результаты были примерно равными. Результат выше среднего уровня "дешевые" акции показывали 25 раз. В табл. 7.2 приведены обоб­щенные результаты анализа, демонстрирующие луч­шие показатели для "дешевых" акций.

Расчеты компании Drexel показывают, что если бы мы в 1936 году купили "дешевые" акции на 10 тыс. долл. и затем каждый последующий год выбирали ак­ции в соответствии с предложенной методикой, то в 1962 году у нас уже было бы 66,9 тыс. долл. Анало­гичные операции с акциями с наиболее высоким значе­нием коэффициента Р/Е, в итоге, принесли бы лишь 25,3 тыс. долл. Операции же со всеми 30 акциями из списка фондового индекса Доу-Джонса привели бы к увеличению изначальных инвестиций до 44 тыс. долл-†

Концепция приобретения акций "непопулярных больших компаний" и ее практическая реализация для группы акций по описанной выше методике дос­таточно просты. Но при рассмотрении возможностей приобретения акций отдельных компаний иногда следует учитывать особые факторы, затрудняющие ее использование.