Инвестиционные банки


С помощью термина "инвестиционный банк" (in­vestment banker) мы характеризуем фирму, бизнес ко­торой в значительной степени связан с организацией, подпиской и продажей новых эмиссий акций и обли­гаций. (С помощью механизма подписки (андеррай­тинга — underwriting) эмитент получает гарантии того, что выпускаемые ценные бумаги будут полностью проданы.) Подпиской занимаются очень многие бро­керские дома. В большинстве своем эта деятельность сводится к участию в эмиссионном синдикате, воз­главляемом т.н. "лид-менеджером". Среди брокерских фирм также наблюдается тенденция к инициирова­нию и организации новых эмиссий акций во времена активной динамики "бычьего" рынка.

Инвестиционные банки представляют, по нашему мнению, наиболее значимую часть финансового со­общества на Уолл-стрит, поскольку именно они способствуют привлечению средств для расширения той или иной сферы бизнеса. Действительно, наиболее сильные аргументы в пользу активного функциони­рования фондового рынка, несмотря на спекулятив­ные эксцессы, состоят в том, что организованные финансовые рынки ценных бумаг упрощают процесс размещения новых выпусков облигаций и акций. Ес­ли инвесторы или спекулянты считают, что рынок еще не готов принять новую эмиссию предлагаемых им ценных бумаг, то они могут просто отказаться их приобретать.

Отношения между инвестором и инвестиционным банком аналогичны отношениям между продавцом и возможным покупателем. Следует отметить, что в прошлом значительную часть среди новых выпусков ценных бумаг (в денежном исчислении) составляли облигации, приобретавшиеся, в основном, такими фи­нансовыми организациями, как банки и страховые компании. Понятно, что инвестиционные банки, про­давая такие облигации, имели дело с искушенными и опытными покупателями. Поэтому любые рекомен­дации инвестиционных банков, которые они давали банкам и страховым компаниям, подвергались серьез­ному анализу. Можно сказать, что партнеры были в "одинаковом весе".

Иначе обстоит дело во взаимоотношениях между индивидуальным покупателем ценной бумаги и фир­мами, осуществляющими продажу новых выпусков ценных бумаг. В этом случае покупатель часто не имеет опыта и очень редко бывает проницатель­ным. Он легко верит словам продавца, особенно ко­гда ему предлагают обыкновенные акции, поскольку часто именно с ростом их курса связывает надежды на скорое получение прибыли. Поэтому рядовой ин­вестор должен в большей степени полагаться на свою способность к критической оценке качества предла­гаемых ему ценных бумаг, а не на совесть и этику со­трудников компаний, продающих их ему.