Финансовые агентства
Финансовые агентства рассылают стандартные бюллетени (иногда в форме телеграмм) своим подписчикам. Тематика бюллетеней разнообразна: состояние и перспективы развития той или иной сферы бизнеса; поведение и прогнозы финансовых рынков; информация и советы по отдельным акциям. В финансовых агентствах существуют и т.н. "справочные отделы", в обязанности которых входит отвечать на вопросы индивидуальных подписчиков. Стоимость таких услуг в среднем намного ниже, чем услуг инвестиционных консультантов для индивидуальных клиентов. Некоторые организации — в особенности Babson и Standard & Poor's — могут выступать и как финансовое агентство, и как инвестиционный консультант. (Кстати, другие компании, например Scudder, Stevens & Clark, осуществляют оба вида деятельности, будучи как инвестиционным консультантом, так и инвестиционным управляющим одного или больше инвестиционных фондов.)
Услуги финансовых агентств нацелены совсем на другой сегмент инвесторов, чем услуги инвестиционно-консалтинговых фирм. Клиенты последних хотят избавиться от необходимости выполнять скучную, но необходимую работу, связанную с принятием решений в области инвестиций, и нанимают для этого специализированные фирмы. Финансовые же агентства предлагают информацию и консультации тем, кто либо сам занимается своим инвестиционным бизнесом, либо оказывает консультационные услуги другим. Многие из этих агентств специализируются на составлении с помощью различных "технических" методов прогнозов движения фондового рынка. Мы не будем рассматривать такие агентства, поскольку считаем, что их работа ни в коей мере не касается инвесторов (в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие на страницах данной книги).
Некоторые ведущие финансовые агентства, такие как Moody's Investment Service и Standard & Poor's, — известны тем, что собирают обширные статистические данные, служащие основой для всех серьезных исследований финансовых рынков. У этих агентств разнообразная клиентура — от наиболее консервативных инвесторов до самых откровенных спекулянтов. В конечном итоге такого рода агентства испытывают некоторые трудности, связанные с четким определением методологии формирования рекомендаций.
Услуги подобного типа, издавна предоставляемые агентствами вроде Moody, должны, очевидно, давать нечто ценное для широкого круга инвесторов. Что же это? Такие компании, в основном, ориентируются на интересы типичного активного инвестора-спекулянта, а потому их взгляды имеют определенный вес в этой сфере или хотя бы кажутся более надежными.
На протяжении многих лет финансовые агентства составляют прогнозы о положении на фондовом рынке, несмотря на то, что никто не воспринимает эту деятельность достаточно серьезно. Как и все в этой сфере, они оказывались иногда правильными, иногда ошибочными. При любой возможности они стремились подстраховать свое мнение, чтобы избежать риска абсолютного провала. (Здесь уместно вспомнить метод, используемый дельфийскими оракулами, который позволяет предсказателю выглядеть убедительно независимо от того, как на самом деле будут развиваться события в будущем.) На наш взгляд — возможно, это мнение несколько предвзятое, — этот вид их деятельности не имеет реального веса, за исключением того, что он немного раскрывает природу поведения человека на рынках ценных бумаг. Практически каждый, кто занимается операциями с обыкновенными акциями, хотел бы услышать еще чье-либо мнение по поводу того, что ожидает рынок в будущем. Понятно, что раз есть спрос на такие прогнозы, то должно быть и их предложение.
Что касается анализа и прогнозов положения дел в той или иной сфере бизнеса, то информация финансовых агентств, конечно же, более авторитетна. Она представляет собой важную часть того огромного массива экономической информации, который доступен покупателям и продавцам ценных бумаг и использование которого способствует формированию обоснованных цен акций и облигаций.
Сложно оценивать рекомендации таких агентств в отношении конкретных ценных бумаг. Каждая такая рекомендация должна оцениваться отдельно, и окончательный вердикт должен основываться только на тщательном и содержательном изучении многолетнего периода. Но в деятельности таких агентств мы отметили одну убедительную деталь, которая уменьшает пользу всей консультационной деятельности. Речь идет о том, что такие агентства убеждены, что при благоприятном краткосрочном прогнозе для бизнеса компании следует покупать ее акции, а при неблагоприятном — продавать их независимо от текущей цены. Следование такому поверхностному подходу часто приводит к тому, что финансовые агентства не осуществляют глубоких аналитических исследований, которые они в состоянии делать, в частности, не изучают, является ли данная акция переоцененной или недооцененной, с учетом долгосрочных перспектив прибыльной работы компании.
Разумный инвестор не будет в своей деятельности на фондовом рынке опираться исключительно на советы финансовых агентств. Как мы уже отмечали, роль последних полезна лишь как источник информации и возможных вариантов действий инвестора.