Финансовые агентства


Финансовые агентства рассылают стандартные бюллетени (иногда в форме телеграмм) своим подписчикам. Тематика бюллетеней разнообразна: со­стояние и перспективы развития той или иной сферы бизнеса; поведение и прогнозы финансовых рынков; информация и советы по отдельным акциям. В фи­нансовых агентствах существуют и т.н. "справочные отделы", в обязанности которых входит отвечать на вопросы индивидуальных подписчиков. Стоимость таких услуг в среднем намного ниже, чем услуг инве­стиционных консультантов для индивидуальных кли­ентов. Некоторые организации — в особенности Babson и Standard & Poor's — могут выступать и как финансовое агентство, и как инвестиционный кон­сультант. (Кстати, другие компании, например Scudder, Stevens & Clark, осуществляют оба вида дея­тельности, будучи как инвестиционным консультантом, так и инвестиционным управляющим одного или больше инвестиционных фондов.)

Услуги финансовых агентств нацелены совсем на другой сегмент инвесторов, чем услуги инвестицион­но-консалтинговых фирм. Клиенты последних хотят избавиться от необходимости выполнять скучную, но необходимую работу, связанную с принятием реше­ний в области инвестиций, и нанимают для этого спе­циализированные фирмы. Финансовые же агентства предлагают информацию и консультации тем, кто ли­бо сам занимается своим инвестиционным бизнесом, либо оказывает консультационные услуги другим. Многие из этих агентств специализируются на со­ставлении с помощью различных "технических" мето­дов прогнозов движения фондового рынка. Мы не бу­дем рассматривать такие агентства, поскольку счита­ем, что их работа ни в коей мере не касается инвесторов (в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие на страницах данной книги).

Некоторые ведущие финансовые агентства, такие как Moody's Investment Service и Standard & Poor's, — известны тем, что собирают обширные статистические данные, служащие основой для всех серьезных иссле­дований финансовых рынков. У этих агентств разно­образная клиентура — от наиболее консервативных инвесторов до самых откровенных спекулянтов. В ко­нечном итоге такого рода агентства испытывают неко­торые трудности, связанные с четким определением методологии формирования рекомендаций.

Услуги подобного типа, издавна предоставляемые агентствами вроде Moody, должны, очевидно, давать нечто ценное для широкого круга инвесторов. Что же это? Такие компании, в основном, ориентируются на интересы типичного активного инвестора-спеку­лянта, а потому их взгляды имеют определенный вес в этой сфере или хотя бы кажутся более надежными.

На протяжении многих лет финансовые агентства составляют прогнозы о положении на фондовом рынке, несмотря на то, что никто не воспринимает эту деятельность достаточно серьезно. Как и все в этой сфере, они оказывались иногда правильными, иногда ошибочными. При любой возможности они стремились подстраховать свое мнение, чтобы избе­жать риска абсолютного провала. (Здесь уместно вспомнить метод, используемый дельфийскими ора­кулами, который позволяет предсказателю выгля­деть убедительно независимо от того, как на самом деле будут развиваться события в будущем.) На наш взгляд — возможно, это мнение несколько предвзя­тое, — этот вид их деятельности не имеет реального веса, за исключением того, что он немного раскрывает природу поведения человека на рынках ценных бумаг. Практически каждый, кто занимается операциями с обыкновенными акциями, хотел бы услышать еще чье-либо мнение по поводу того, что ожидает рынок в будущем. Понятно, что раз есть спрос на такие прог­нозы, то должно быть и их предложение.

Что касается анализа и прогнозов положения дел в той или иной сфере бизнеса, то информация фи­нансовых агентств, конечно же, более авторитетна. Она представляет собой важную часть того огромно­го массива экономической информации, который доступен покупателям и продавцам ценных бумаг и использование которого способствует формирова­нию обоснованных цен акций и облигаций.

Сложно оценивать рекомендации таких агентств в отношении конкретных ценных бумаг. Каждая такая рекомендация должна оцениваться отдельно, и окон­чательный вердикт должен основываться только на тщательном и содержательном изучении многолетне­го периода. Но в деятельности таких агентств мы от­метили одну убедительную деталь, которая уменьшает пользу всей консультационной деятельности. Речь идет о том, что такие агентства убеждены, что при бла­гоприятном краткосрочном прогнозе для бизнеса компании следует покупать ее акции, а при неблаго­приятном — продавать их независимо от текущей це­ны. Следование такому поверхностному подходу час­то приводит к тому, что финансовые агентства не осуществляют глубоких аналитических исследований, которые они в состоянии делать, в частности, не изу­чают, является ли данная акция переоцененной или недооцененной, с учетом долгосрочных перспектив прибыльной работы компании.

Разумный инвестор не будет в своей деятельности на фондовом рынке опираться исключительно на со­веты финансовых агентств. Как мы уже отмечали, роль последних полезна лишь как источник инфор­мации и возможных вариантов действий инвестора.